ЕДДС
Единая дежурно-диспетчерская служба ЗАТО Шиханы является органом повседневного управления Шиханского городского звена Саратовской территориальной подсистемы РСЧС Саратовской области, входит в состав единой системы оперативно-диспетчерского управления области (ЕСОДУ) в чрезвычайных ситуациях и предназначена для повышения готовности администрации и служб города к реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций (ЧС), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств служб при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС.
По итогам смотра-конкурса на звание «Лучшая ЕДДС Саратовской области» на протяжении двух лет в 2014-2015 г.г. ЕДДС ЗАТО Шиханы занимала второе место. В 2015 году в смотре-конкурсе «Лучшая ЕДДС Приволжского Федерального округа» среди городских округов 14 регионов Российской Федерации ЕДДС ЗАТО Шиханы заняла первое почетное место.
Задачи ЕДДС
ЕДДС ЗАТО Шиханы выполняет следующие основные задачи:
прием вызовов (сообщений) о чрезвычайных и аварийных, происшествиях и иной информации по обращениям населения и организаций;
прием сигналов на изменение режимов функционирования Шиханского городского звена СТП РСЧС Саратовской области, оповещение и информирование руководства ЗАТО Шиханы, Шиханского ГЗ СТП РСЧС, их органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС, АС, происшествий;
доведение задач, поставленных вышестоящими органами Шиханского ГЗ СТП РСЧС Саратовской области до ДДС, ДС и подчиненных им сил постоянной готовности, осуществление контроля их выполнения и организация взаимодействия;
оперативное управление и координация сил и средств Шиханского ГЗ СТП РСЧС Саратовской области, ДДС, ДС, расположенными на территории ЗАТО Шиханы, постановка и доведение до них задач по локализации и ликвидации последствий пожаров, аварий, стихийных бедствий, ЧС, происшествий, принятие необходимых экстренных мер и решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий);
регистрация и документирование всех входящих и исходящих сообщений, вызовов от населения и организаций, обобщение информации о произошедших ЧС, происшествиях (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих донесений (докладов) по подчиненности, формирование статистических отчетов по поступившим вызовам;
оповещение населения, органов управления, Шиханского городского звена РСЧС об угрозе возникновения ЧС;
информирование ЕДДС соседних муниципальных образований, в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации ЧС, происшествий на других объектах и территориях.
Назначение ЕДДС
Единая дежурно-диспетчерская служба ЗАТО Шиханы - орган повседневного оперативного управления подсистемы РСЧС ЗАТО Шиханы, созданный при МКУ «УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ГО И ЧС ЗАТО ШИХАНЫ» с единым телефонным номером «112» и предназначенный для координации действий дежурно-диспетчерских служб, аварийно-диспетчерских служб различной ведомственной принадлежности, в независимости от форм собственности.
ЕДДС ЗАТО Шиханы является вышестоящим органом для всех ДДС на территории ЗАТО Шиханы по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях, а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС в чрезвычайных ситуациях и чрезвычайных происшествиях. Координирующим органом ЕДДС ЗАТО Шиханы является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности ЗАТО Шиханы. Постоянно действующим органом управления ЕДДС является МКУ «УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ГО И ЧС ЗАТО ШИХАНЫ».
Нормативно-правовое и техническое обеспечение
Придание ЕДДС юридического статуса осуществляется вводом в действие установленным порядком «Положения о ЕДДС ЗАТО Шиханы».
Создание и функционирование ЕДДС обеспечивается утверждением администрации «Положения о ЕДДС» и соглашениями по информационному обмену между ЕДДС и ДДС, Постановлением администрации «Об объединенной системе оперативно-диспетчерского управления, а также другими нормативно-правовыми актами и документами».
Унификация и стандартизация при вводе автоматизированной системы ЕДДС обеспечиваются головной организацией по автоматизированной системе ЕДДС.
Комплектование и подготовка кадров ЕДДС
Комплектование личным составом ЕДДС осуществляется начальником ЕДДС. Начальник ЕДДС назначается на должность и освобождается от должности в установленном порядке начальником МКУ «УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ГО И ЧС ЗАТО ШИХАНЫ».
Личный состав ЕДДС обязан знать требования руководящих документов, регламентирующих его деятельность, и применять их в практической работе.
Основными формами обучения дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС являются: тренировки оперативных дежурных смен, тренировки оперативных дежурных смен ЦУКС ГУ МЧС России по Саратовской области и ПРЦ МЧС России, с участием в учебных мероприятиях (учениях) и занятия по профессиональной подготовке.
Учебные мероприятия (в том числе тренировки и заслушивания), проводимые с дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС, осуществляются в соответствии с планом основных мероприятий, разработанным заблаговременно и утвержденным главой администрации ЗАТО Шиханы, с учётом тренировок, проводимых ЦУКС МЧС. Тренировки и заслушивания оперативных дежурных смен ЕДДС с оперативной дежурной сменой ЦУКС МЧС проводятся ежедневно.
Профессиональная подготовка дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС проводится по специально разработанной МЧС России программе.
Подготовка дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС осуществляется:
в государственном образовательном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования специалистов «Учебно-методический центр по ГО и ЧС и пожарной безопасности Саратовской области», курсах ГО, учебных центрах и учебных пунктах федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, других образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии по подготовке специалистов указанного вида деятельности;
ежемесячно по 6-8 часов в ходе проведения занятий по профессиональной подготовке по специально разработанной МЧС России тематике. Тематика определяется, исходя из решаемых вопросов и характерных ЧС, АС, происшествий, а также личной подготовки специалистов;
в ходе проведения ежедневного инструктажа заступающего на оперативное дежурство дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС;
в ходе тренировок с оперативной дежурной сменой ЕДДС, проводимых ЦУКС МЧС (при этом каждая оперативная дежурная смена должна принять участие в заслушиваниях не менее 2-х раз в год);
в ходе проведения тренировок с оперативными дежурными сменами ДДС, ДС ОСОДУ при проведении различных учений и тренировок с органами и силами РСЧС, на которые привлекаются те или иные ДДС, ДС ОСОДУ.
В ходе подготовки дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС особое внимание обращается на организацию приёма информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий), своевременном оповещении органов управления и сил РСЧС, населения, отработку документов предоставляемые в ЦУКС ГУ МЧС России по Саратовской области, согласно Табеля срочных донесений, а также доведения сигналов оповещения ГО.
Практическая стажировка дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС организуется на базе ЦУКС ГУ МЧС по Саратовской области, согласно графиков и планов стажировки.
Не реже одного раза в полгода проводится внутренняя аттестация сотрудников ЕДДС и принимаются зачёты, по результатам которых принимается решение о допуске дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС к несению оперативного дежурства.
Ежемесячно анализируется состояние дел по подготовке персонала и представляется главе администрации ЗАТО Шиханы.
Общие положения
ЕДДС представляет собой специальный орган управления, предназначенный для:
- приема информации от населения и организаций о любых происшествиях и чрезвычайных ситуациях (в том числе и пожарах), несущих информацию об угрозе или факте ЧС;
- оповещения руководящего состава и населения об угрозе или возникновении ЧС;
- координации действий всех ДДС города по реагированию на угрозу или возникновение ЧС;
- организации действий привлекаемых сил и средств ДДС при их взаимодействии по предупреждению и ликвидации ЧС.
В своей деятельности ЕДДС руководствуется постановлением Правительства РФ от 30.12.03 №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (с изменениями от 27 мая 2005 г.), Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 22.7.01-99, Постановлением администрации ЗАТО Шиханы от 27.12.05 № 323 «О системе оперативно-диспетчерского управления при авариях и чрезвычайных ситуациях Нижегородской области» и другими правовыми актами РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства Саратовской области и администрации ЗАТО Шиханы, приказами начальника МКУ «УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ГО И ЧС ЗАТО ШИХАНЫ», решениями комиссий по чрезвычайным ситуациям (КЧС и ОПБ) Саратовской области и ЗАТО Шиханы.
В вопросах повседневной деятельности личный состав ЕДДС ЗАТО Шиханы руководствуется правилами внутреннего распорядка МКУ «УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ГО И ЧС ЗАТО ШИХАНЫ», должностными инструкциями и функциональными обязанностями, приказами и указаниями начальника управления ГО и ЧС ЗАТО Шиханы, постановлениями и распоряжениями администрации ЗАТО Шиханы. Так же в различных режимах функционирования находится в оперативном подчинении у ФГКУ «Центр управления в кризисных ситуациях» ГУ МЧС России по Саратовской области.
Организация несения дежурства
В пункте управления ЕДДС ЗАТО Шиханы организуется круглосуточное дежурство, из числа оперативно-дежурной смены, графики дежурства и списки дежурных смен, распорядка дня несения службы и порядок отдыха определяется начальником ЕДДС ЗАТО Шиханы и отражается в инструкции по несению дежурства.
В день заступления на смену, дежурный, в установленное время, согласно распорядка, прибывает в помещение ЕДДС на инструктаж, который проводит начальник ЕДДС. В процессе инструктажа проводится проверка готовности дежурного к заступлению на смену (физическое состояние, знание своих обязанностей, и т.п.). При необходимости может быть организован медицинский осмотр. Доводится оперативная обстановка, все изменения в организации дежурства, произошедшие после предыдущей смены (новые нормативные документы), изменения в организации связи и оповещения, взаимодействия и т.п. Проводится инструктаж по технике безопасности с росписью инструктируемого и инструктирующего в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.
При приеме дежурства оперативно-дежурной смены проверяется:
- наличие документации дежурно-диспетчерской службы;
- полнота и правильность ведения документации;
- наличие и комплектация имущества, согласно описи;
- состояние технических средств, средств связи;
- чистота и порядок в пункте управления ЕДДС, в подсобных помещениях, других закрепленных помещениях и территории перед зданием ЕДДС.
- Нормативные правовые акты в области предупреждения и ликвидации ЧС, организации дежурно-диспетчерских служб экстренных служб, информационного обмена и межведомственного взаимодействия.
- Состав и структуру функциональных и территориальной подсистем РСЧС Саратовской области и ЗАТО Шиханы, основные вопросы взаимодействия, сферу деятельности и ответственности, входящих в территориальную подсистему РСЧС организаций.
- Состав сил и средств постоянной готовности функциональных и территориальных подсистем РСЧС ЗАТО Шиханы, их задачи, порядок их привлечения к ликвидации последствий ЧС (происшествий) и организации взаимодействия.
- Схему организации связи дежурно-диспетчерских служб функциональных и территориальных подсистем РСЧС Саратовской области.
- Организацию работы и алгоритм действий дежурной смены ЗАТО Шиханы в различных режимах функционирования.
- Состав и функционирование комплекса средств автоматизации и специального программного обеспечения.
- Состав, возможности, порядок функционирования комплекса средств связи, оповещения, средств автоматизации.
- Зоны территориальной ответственности служб экстренного реагирования, действующих на территории ЗАТО шиханы.
- Паспорта территории ЗАТО Шиханы, объектов экономики.
- Административно-территориальное деление, численность населения, географические, климатические и природные особенности ЗАТО Шиханы и Саратовской области, а также другую информацию о регионе.
Порядок действий и объем проверки, технических средств, средств связи, оборудования, имущества, инвентаря определяется начальником службы.
Порядок взаимодействия ЕДДС с ДДС и ДС
Порядок взаимодействия ЕДДС ЗАТО Шиханы с ДДС, ДС, входящими в ОСОДУ, определяется межведомственными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Саратовской области, устанавливающими порядок взаимодействия и обмена информацией при этом, в том числе в виде соглашений (договоров) о информационном обмене.
Порядок работы ЕДДС
Вызовы (сообщения) о ЧС, АС, происшествиях могут поступать в ЕДДС от населения и организаций по всем имеющимся видам и каналам связи, включая сообщения через единый телефонный номер «112», от сигнальных систем и систем мониторинга, а так же от ДДС, ДС ОСОДУ, вышестоящих и взаимодействующих органов управления СТП РСЧС Саратовской области по прямым каналам и линиям связи. Вызовы (сообщения) о ЧС, АС, происшествиях принимаются, регистрируются и обрабатываются дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС.
При классификации сложившейся ситуации как ЧС, АС, происшествие ЕДДС поручает проведение ликвидации ЧС соответствующим ДДС, ДС ОСОДУ и силам Шиханского ГЗ СТП РСЧС Саратовской области, в компетенции которых находится реагирование на случившуюся ЧС, АС, происшествие, при необходимости уточняет действия привлеченных ДДС, ДС.
При классификации сложившейся ситуации как ЧС выше локального уровня, оперативно-дежурная смена ЕДДС немедленно докладывает главе администрации, председателю КЧС и ОПБ ЗАТО Шиханы, в ЦУКС ГУ МЧС России по Саратовской области, оценивает обстановку, уточняет состав привлекаемых сил и средств, проводит их оповещение, отдает распоряжения на необходимые действия и контролирует их выполнение. Одновременно готовятся формализованные документы согласно ТСД о факте ЧС для последующей передачи в вышестоящие органы управления РСЧС и задействованные ДДС, ДС.
При выявлении угрозы жизни или здоровью людей до населения доводится информация о способах защиты. Организуется необходимый обмен информацией об обстановке и действиях привлеченных сил и средств между ДДС, ДС ОСОДУ, сопоставление и обобщение полученных данных, готовятся донесения и доклады вышестоящим органам управления СТП РСЧС Саратовской области, обеспечивается информационная поддержка деятельности администрации всех уровней и их взаимодействие со службами, привлекаемыми для ликвидации ЧС.
Ежемесячно проводится анализ функционирования ЕДДС (ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), который доводится до ДДС, ДС ОСОДУ и ежеквартально рассматривается на заседании КЧС и ОПБ ЗАТО Шиханы.
Права ЕДДС
Для обеспечения выполнения поставленных задач и возложенных функций ЕДДС ЗАТО Шиханы имеет право:
По поручению Главы администрации в пределах полномочий, установленных нормативными правовыми актами, передавать оперативные поручения и решения оперативных штабов, решений КЧС и ОПБ по вопросам, требующим немедленного решения в интересах защиты населения и территории от ЧС, АС и иных нарушениях нормальных условий жизнеобеспечения и осуществлять в установленном порядке контроль за их исполнением;
Контролировать план-график проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в интересах пострадавшего населения и предотвращения негативного воздействия последствий данного события на окружающую природную и социальную среду;
Запрашивать необходимую информацию и бесплатно получать ее в установленном порядке от структурных подразделений ОСОДУ ЗАТО Шиханы и организаций не зависимо от форм собственности ведомственной принадлежности, необходимые статистические и оперативные данные а так же необходимую информацию по вопросам сферы деятельности ЕДДС;
Использовать областные системы связи и коммуникации, пользоваться банком данных электронной информации органов исполнительной власти Саратовской области и органов местного самоуправления;
Запрашивать необходимую информацию и бесплатно получать ее от учреждений, предприятий и организаций, не зависимо от форм собственности ведомственной принадлежности, необходимые статистические и оперативные данные.
ЕДДС обладает иными правами, необходимыми для осуществления возложенных функций и задач.
Режим функционирования ЕДДС
ЕДДС ЗАТО Шиханы функционирует в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации для мирного времени.
При приведении в готовность Гражданской обороны и в военное время в соответствующих степенях готовности.
В режиме повседневной деятельности ЕДДС осуществляет круглосуточное дежурство в готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение ЧС, происшествий. В этом режиме ЕДДС обеспечивает:
Прием от населения и ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) сообщений о любых ЧС (происшествиях), их регистрацию по принадлежности ДДС и уровням ответственности;
передачу информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия) по подчиненности и подведомственности, в первоочередном порядке в ЦУКС ГУ МЧС России по Саратовской области;
обобщение и анализ информации о ЧС (происшествиях) за текущие сутки и представление соответствующих докладов по подчиненности;
поддержание КСА в постоянной оперативной готовности;
контроль готовности ДДС, ДС ОСОДУ, оперативное их информирование об обстановке и ее изменениях;
внесение необходимых изменений в базу данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию на ЧС, происшествия;
внесение необходимых изменений в паспорта территорий и паспорта потенциально-опасных объектов (ПОО).
ДДС, ДС ОСОДУ в режиме повседневной деятельности функционируют в соответствии со своими должностными инструкциями и представляют в ЕДДС ЗАТО Шиханы обобщенную статистическую информацию о ЧС, АС, происшествиях и угрозах их возникновения за прошедшие сутки.
Сообщения о ЧС, АС, происшествиях, которые не относятся к сфере ответственности принявшей их ДДС, ДС ОСОДУ незамедлительно передаются соответствующей ДДС, ДС по предназначению; сообщения, которые ДДС, ДС ОСОДУ идентифицируют как сообщения об угрозе или возникновении ЧС, АС и происшествия, в первоочередном порядке передаются в ЕДДС ЗАТО Шиханы, а ЕДДС незамедлительно передаёт информацию в ЦУКС ГУ МЧС России по Саратовской области, главе администрации и председателю ЧС и ОПБ ЗАТО Шиханы.
В режим повышенной готовности ЕДДС ЗАТО Шиханы и привлекаемые ДДС и ДС ОСОДУ переводятся соответствующим решением главы администрации ЗАТО Шиханы в тех случаях, когда для ликвидации угрозы требуются совместные действия сил и средств Шиханского ГЗ СТП РСЧС;
в режиме повышенной готовности ЕДДС обеспечивает:
Заблаговременную подготовку к возможным действиям в случае возникновения соответствующей ЧС, происшествия;
Оповещение населения, должностных лиц КЧС и ОПБ, администрации ЗАТО Шиханы, ЕДДС, взаимодействующих ДДС, ДС ОСОДУ;
Получение и обобщение данных служб мониторинга, наблюдения и контроля за обстановкой на территории ЗАТО Шиханы и Саратовской области в целом, на ПОО, а также за состоянием окружающей среды;
Прогнозирование развития обстановки и подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и средств и их доклад по подчиненности;
Координацию действий ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), сил РСЧС при принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС (происшествия) или смягчению ее последствий.
В случае, если для организации предотвращения ЧС, АС, происшествия организована работа КЧС и ОПБ или оперативного штаба управления в кризисных ситуациях (далее — ОШ УКС), ЕДДС ЗАТО Шиханы обеспечивает их указание и организует информационное обеспечение их управленческой деятельности.
В режим чрезвычайной ситуации ЕДДС ЗАТО Шиханы, привлекаемые ДДС, ДС ОСОДУ переводятся решением главы администрации ЗАТО Шиханы при возникновении ЧС, при этом ЕДДС выполняет следующие задачи:
Координация действий ДДС, ДС ОСОДУ и привлекаемых сил и средств РСЧС при проведении работ по защите населения и территории от ЧС, АС, происшествий;
Контроль за выдвижением и отслеживание передвижения оперативных групп по территории ЗАТО Шиханы;
Оповещение и передача оперативной информации между органами управления при организации ликвидации соответствующей ЧС и в ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР), мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики и первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
Контроль за установлением и перемещением границ зоны соответствующей ЧС, своевременное оповещение и информирование населения о складывающейся обстановке и опасностях в зоне ЧС;
Осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей среды в зоне ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающей к ним территории;
Осуществление (организация) информирование населения о ходе развития, ликвидации ЧС.
В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС, ДС ОСОДУ, силами и средствами Шиханского ГЗ СТП РСЧС Саратовской области осуществляется непосредственно через ЕДДС. Поступающая информация о сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительных силах и средствах доводится ЕДДС всем взаимодействующим ДДС, ДС ОСОДУ, органам управления Шиханского ГЗ СТП РСЧС Саратовской области, ЦУКС ГУ МЧС России по Саратовской области.
В случае, если для организации ликвидации ЧС, АС, происшествия организована работа КЧС и ОПБ или ОШ УКС ЗАТО Шиханы, ЕДДС выполняет их указания и организует информационное обеспечение их управленческой деятельности.
Состав и структура ЕДДС
ЕДДС ЗАТО Шиханы включает в себя: руководство ЕДДС, дежурно-диспетчерский персонал, пункт управления, средства связи, оповещения и автоматизации управления.
В состав руководства ЕДДС входят: начальник ЕДДС и два его заместителя (при необходимости). В составе дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС предусмотрены оперативные дежурные смены из расчета несения круглосуточного дежурства, численный состав которых определяется в зависимости от местных условий, наличия потенциально опасных объектов и рисков возникновения ЧС (происшествий). В состав оперативной дежурной смены включены оперативный дежурный и диспетчер ЕДДС.
Пункт управления ЕДДС (ПУ ЕДДС) представляет собой рабочие помещения для постоянного и дежурно-диспетчерского персонала, оснащенные необходимыми техническими средствами и документацией. ПУ ЕДДС размещается в помещениях, предоставляемых администрацией ЗАТО Шиханы.
Электроснабжение обеспечивает высококачественное бесперебойное электропитание всего комплекса технических средств ЕДДС, как в нормальных условиях, так и в случаях нарушения штатного энергоснабжения (независимо от времени отключения промышленной сети) в следствии аварий или ухудшения его качества в условиях промышленных или иных помех. Категория электроснабжения должна быть не ниже первой.
В ЕДДС обеспечено заземлением комплекса инженерных систем телекоммуникационного оборудования и программно-технических средств не более сопротивлением 4 Ом в любой точке подключения оборудования. Факт измерения величины сопротивления должен быть подтвержден наличием заключения специализированной организации в установленном порядке.
Комплекс технических средств созданных в ЕДДС это совокупность взаимосвязанных систем и средств связи, оповещения и автоматизации управления обеспечивающих бесперебойное выполнение задач органов повседневного управления по предназначению, включает в себя следующие системы:
Система электропитания и заземления;
Система коммуникаций связи;
Телекоммуникационная система;
Система рабочих мест;
Система радиосвязи;
Система оповещения;
Система видеоконференцсвязи;
Система мониторинга инженерных систем критически важных объектов;
Система мониторинга окружающей среды;
Система мониторинга подвижных объектов.
Средства связи ЕДДС ЗАТО Шиханы обеспечиваеют обмен всеми видами информации (телефон, факс, интернет и т.д.) по организованным каналам связи.
Прием и передачу команд, сигналов оповещения и данных;
Прием вызовов (сообщений) через единый номер «112»;
Коммутацию передаваемого, принятого вызова (сообщения) до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов).
ЕДДС имеет резервные каналы связи. Средства связи обеспечивают сопряжение с сетью связи общего пользования и вышестоящими органами управления.
Автоматизированная информационная система ЕДДС (далее — АИС ЕДДС) обеспечивает автоматизацию выполнения задач и функций ЕДДС. АИС ЕДДС сопрягается с региональной автоматизированной информационно-управляющей системой РСЧС и с имеющимися автоматизированными системами взаимодействующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), а также телекоммуникационной подсистемой системы - 112.
КСА ЕДДС предназначен для автоматизации информационно-управленческой деятельности должностных лиц ЕДДС при осуществлении ими функций координации совместных действий ДДС, ДС, входящих в ОСОДУ ЗАТО Шиханы, оперативного информирования КЧС и ОПБ; он включает в себя АРМ специалистов оперативной дежурной смены, административного и обслуживающего персонала, серверное ядро, другие программно-технические средства, объединенные в локальную вычислительную сеть.
Местная система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение специальных технических средств оповещения сетей вещания и каналов связи.
Система оповещения должна обеспечивать доведение информации до населения, КЧС и ОПБ, служб РСЧС:
Сигналов оповещения;
Речевых (текстовых) сообщений;
Условных сигналов.
Задействование местной системы оповещения осуществляться дежурно-диспетчерским персоналом с автоматизированных рабочих мест ЕДДС.
Состав документации на ПУ ЕДДС:
Нормативные правовые акты по вопросам защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, пожарной безопасности, а также по вопросам сбора и обмена информацией о ЧС, происшествиях;
соглашения об информационном обмене и взаимодействии ЕДДС с ДДС, ДС, входящими с ОСОДУ;
журнал учета полученной и переданной информации, полученных и переданных распоряжений и сигналов;
журнал учета метеоданных;
журнал учета радиационной, химической и биологической обстановки;
журнал оперативного дежурства;
инструкции по действиям дежурно-диспетчерского персонала при получении информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия);
инструкции о несении дежурства в повседневной деятельности, в режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации;
план взаимодействия ЕДДС с ДДС, ДС ОСОДУ при ликвидации ЧС, АС, происшествий различного характера на территории ЗАТО Шиханы;
инструкции по действиям дежурно-диспетчерского персонала при получении информации по линии взаимодействующих ДДС, ДС ОСОДУ;
аварийные карточки на все химически опасные вещества и радиационные грузы, перечни радиационно, химически, биологически опасных объектов с прогнозируемыми последствиями ЧС (происшествия);
инструкции по мерам пожарной безопасности и охране труда;
схемы и списки оповещения руководства администрации ЗАТО Шиханы, Шиханского ГЗ СТП РСЧС Саратовской области, органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС, происшествий на территории ЗАТО Шиханы, ДДС, ДС ОСОДУ;
паспорта безопасности ЗАТО Шиханы, ПОО, паспорта пожарной безопасности, паспорта территории ЗАТО Шиханы, паспорта состояния комплексной безопасности объектов социальной защиты населения, здравоохранения и образования, паспорта ЕДДС, рабочие карты ЗАТО Шиханы и Саратовской области (в том числе и в электронном виде);
план проведения инструктажа перед заступлением на дежурство очередных оперативных дежурных смен;
графики несения дежурства оперативными дежурными сменами;
схемы управления и вызова;
схема местной системы оповещения;
телефонные справочники;
документация по организации профессиональной подготовки дежурно-диспетчерского персонала;
формализованные бланки отрабатываемых документов с заранее заготовленной постоянной частью текста;
суточный расчет сил и средств Шиханского ГЗ СТП РСЧС Саратовской области;
расчет сил и средств ЗАТО Шиханы, привлекаемых к ликвидации ЧС, происшествий;
инструкция по обмену информацией с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти при угрозе возникновения и возникновении ЧС, АС, происшествий;
ежедневный план работы оперативно-дежурной смены ЕДДС.
Состав оперативной документации может дополняться в зависимости от условий функционирования ЕДДС.
Штат ЕДДС
Штат ЕДДС ЗАТО Шиханы составляет - 10 человек.
- Начальник ЕДДС – 1 человек
- 1 смена
- Оперативный дежурный
- Диспетчер
- 2 смена
- Оперативный дежурный
- Диспетчер
- 3 смена
- Оперативный дежурный
- Диспетчер
- 4 смена
- Оперативный дежурный
- Диспетчер
- Подменный диспетчер
Требования к дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС
Руководство и дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС должны знать:
Административно-территориальное устройство ЗАТО Шиханы и Саратовской области в целом. Должности и фамилии руководящего состава системы безопасности ЗАТО Шиханы и адреса аварийно-спасательных формирований дежурных служб, входящих в структуру указанной системы в муниципальном образовании;
Административные границы ЗАТО Шиханы, районы выезда аварийно-спасательных и пожарно-спасательных подразделений, наименование местностей и транспортных магистралей, имеющихся в ЗАТО Шиханы;
Организацию системы дежурно-диспетчерских служб в ЗАТО Шиханы;
Зону территориальной ответственности ЕДДС и зоны территориальной ответственности служб экстренного реагирования, действующих на территории ЗАТО Шиханы;
Дислокацию, назначение и тактико-технические характеристики техники, привлекаемой для ликвидации и предупреждения ЧС, происшествий, размещение складов специальных средств спасения и пожаротушения;
ПОО, социально-значимые объекты, расположенные в районах выезда ЗАТО Шиханы, их адреса, полное наименование и установленный ранговый набор пожарной и аварийно-спасательной техники;
Назначение и тактико-технические характеристики автоматизированной системы ЕДДС, порядок выполнения возложенных на нее задач, порядок эксплуатации средств связи и другого оборудования, установленного на пункте управления ЕДДС;
Наименование объектов и населенных пунктов соседних муниципальных образований, куда для оказания взаимопомощи могут привлекаться местные аварийно-спасательные и пожарно-спасательные подразделения;
Правила техники безопасности при использовании средств автоматизации;
Риски возникновения ЧС (происшествий), характерные для ЗАТО Шиханы;
порядок информационного обмена.
Начальник ЕДДС должен знать федеральные законы, постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов и другие руководящие, нормативно-технические и методические документы, определяющие функционирование ЕДДС, системы - 112.
Начальник ЕДДС должен уметь:
Организовывать выполнение поставленных перед ЕДДС задач и обеспечивать контроль их выполнения;
Разрабатывать нормативно-методическую базу развития и обеспечения функционирования ЕДДС, а также приказы о заступлении очередной оперативной дежурной смены на дежурство;
Организовывать оперативно-техническую службу, профессиональную подготовку и обучение личного состава ЕДДС;
Организовывать проведение занятий, тренировок и учений;
Разрабатывать предложения по дальнейшему совершенствованию, развитию и повышению технической оснащенности ЕДДС.
Требования к начальнику ЕДДС: высшее образование, стаж оперативной работы не менее 3 лет на оперативных должностях в системе комплексной безопасности населения и территорий и обучение по установленной программе, допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну.
Дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС должен знать:
Функциональные обязанности и порядок работы оперативного дежурного и диспетчера ЕДДС;
Руководящие документы, регламентирующие работу оперативного дежурного, диспетчера ЕДДС;
Структуру и технологию функционирования ЕДДС;
Нормативные документы, регламентирующие деятельность ЕДДС;
Документы, определяющие деятельность оперативного дежурного ЕДДС по сигналам оповещения;
Правила ведения документации.
Дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС должен уметь:
проводить анализ и оценку достоверности поступающей информации;
обеспечивать оперативное взаимодействие, координацию, руководство и управление силами и средствами ДДС, ДС ОСОДУ;
координировать деятельность дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб при реагировании на вызовы;
организовывать взаимодействие с вышестоящими и взаимодействующими органами управления РСЧС (в том числе с управляющими центрами ЕСОДУ Саратовской области) в целях оперативного реагирования на ЧС, происшествия, с администрацией ЗАТО Шиханы;
эффективно работать с коммуникационным оборудованием, основными офисными приложениями для операционной системы Microsoft Windows (Word, Excel, PowerPoint) или эквивалент;
использовать гарнитуру при приёме информации;
четко говорить по радио и телефону одновременно с работой за компьютером;
применять коммуникативные навыки;
быстро принимать решения;
эффективно использовать информационные ресурсы для обеспечения выполнения задач, поставленных перед ЕДДС;
повышать уровень теоретической и практической подготовки;
сохранять конфиденциальную информацию, полученную в процессе выполнения своих обязанностей.
Дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС запрещено:
Вести телефонные переговоры, не связанные с несением оперативного дежурства;
Предоставлять какую-либо информацию средствам массовой информации и посторонним лицам без указания руководства;
Допускать в помещения ЕДДС посторонних лиц;
Отлучаться с места несения оперативного дежурства без разрешения начальника ЕДДС;
выполнение обязанностей, не предусмотренных должностными обязанностями и инструкциями.
Требования к дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС:
Высшее образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет;
Знание нормативных документов, определяющих функционирование ЕДДС ЗАТО Шиханы;
Навыки работы на компьютере на уровне уверенного пользователя (знание Microsoft Windows (Word, Excel, PowerPoint) или эквивалент, умение пользоваться электронной почтой, Интернет);
Умение пользоваться информационной справочной системой.
Начальник ЕДДС может предъявлять к дежурно-диспетчерскому персоналу дополнительные требования в рамках законодательства Российской Федерации.
Требования к оборудованию ЕДДС
Требования к оборудованию ЕДДС разработаны с учетом необходимости выполнения задач ЕДДС в круглосуточном режиме в соответствии с Концепцией создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года №1240-р., постановления Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 958 « О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
В обязательном порядке в состав оборудования должно входить:
АРМ специалистов оперативной дежурной смены;
АРМ руководства и обслуживающего персонала;
активное оборудование локальной вычислительной сети;
структурированная кабельная сеть;
серверное оборудование (при необходимости);
специализированные средства хранения данных;
комплект оргтехники;
средства связи;
АРМ управления местной системой оповещения;
средства видеоотображения коллективного пользования и системы видеоконференцсвязи;
специально оборудованный металлический сейф для хранения пакетов на изменение режимов функционирования;
метеостанция;
прибор радиационного контроля;
источники гарантированного электропитания.
В состав оборудования может входить центр обработки данных в составе серверного оборудования и системы хранения данных, объединенных выделенной высокоскоростной вычислительной сетью. Выбор серверов производится на основании результатов анализа требуемой производительности оборудования для приложений или сервисов, планируемых для работы на этих серверах. Серверная платформа должна иметь подтвержденный производителем план существования и развития не менее чем на 5 лет с момента поставки, а также быть совместимой с другими элементами ЕДДС. В части решений серверного ядра оптимальным предполагается применение решений на базе отказоустойчивого серверного кластера и резервированного хранилища данных, объединенных в резервированную высокоскоростную вычислительную сеть с организацией гарантированного электропитания.
Требования к помещениям ЕДДС
Расчет потребностей в площадях помещений ЕДДС производится на базе требований действующих санитарных правил и норм (СанПиН) и на основе значений количества специалистов оперативной дежурной смены, численный состав которых определяется в зависимости от местных условий, наличия потенциально опасных объектов и рисков возникновения ЧС (происшествий), а также исходя из количества населения в муниципальном образовании, средней продолжительности обработки звонка и количества звонков в сутки.
Финансирование ЕДДС
Финансирование создания и деятельности ЕДДС осуществляется из средств местного бюджета и иных источников в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Функции ЕДДС
На ЕДДС ЗАТО Шиханы возлагаются следующие основные функции:
Осуществление сбора и обработки информации в области защиты населения и территорий от ЧС, происшествий;
Анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, ДС, входящих в ОСОДУ ЗАТО Шиханы, в компетенцию, которой входит реагирование на принятое сообщение;
обработка и анализ данных о ЧС, происшествии, определение ее масштаба и уточнение сил и средств, состава ДДС, ДС, привлекаемых для реагирования на ЧС (происшествие), их оповещение о переводе в соответствующие режимы функционирования;
сбор, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС, происшествия, подготовка и доведение заранее разработанных и согласованных со службами жизнеобеспечения городского округа г. Бор вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС, происшествий, принятие экстренных мер и необходимых решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий);
информационное обеспечение координационных органов Шиханского ГЗ СТП РСЧС Саратовской области;
обеспечение надежного, устойчивого, непрерывного и круглосуточного функционирования системы управления, средств автоматизации, местной системы оповещения ЗАТО Шиханы;
доведение информации о ЧС, происшествии (в пределах своей компетенции) до органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, созданных при органе местного самоуправления и в организациях (на объектах);
доведение задач, поставленных вышестоящими органами управления РСЧС, до соответствующих ДДС, ДС, входящих в ОСОДУ ЗАТО Шиханы, контроль их выполнения и организация взаимодействия;
контроль за реагированием на факты ЧС, АС, происшествия, анализ и ввод в базу данных информации, полученной по результатам реагирования, уточнение и координация действий привлеченных ДДС, ДС, информирование взаимодействующих ДДС, ДС об оперативной обстановке о принятых и реализуемых мерах по ликвидации нештатных ситуаций;
сбор от ДДС, ДС, входящих в ОСОДУ, служб мониторинга, наблюдения и контроля ЗАТО Шиханы информации об угрозе или факте возникновения ЧС, АС, происшествия, сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС, АС, происшествия;
представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС, АС, происшествия, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС, АС, происшествия на основе ранее подготовленных и согласованных планов в вышестоящий орган управления по подчиненности;
мониторинг состояния комплексной безопасности объектов социального назначения, здравоохранения с круглосуточным пребыванием людей, объектов образования и объектов с массовым пребыванием людей;
участие в организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов ЕДДС.