К 350-летию ПЕТРА I

К 350-летию ПЕТРА I

04.03.2022

9 июня 1672 года родился император Петр I. В 2022 году исполняется 350 лет со дня рождения великого реформатора. В связи с этим событием газета «Шиханские новости» запускает рубрику «Роль Петра I в становлении истории России».

Петр I и образование

Петр I понимал, что необходимо проведение преобразований во всех сферах жизни, так как только комплексный подход сможет сдвинуть страну на совершенно новый этап развития и становления. Это показывал опыт предыдущих правителей. Непростые события внутри страны требовали новых форм правления государством. Что сделал Петр I для развития России?

К концу 17 века в Россия испытывала сильную нужду в преобразованиях. Экономическая и культурная отсталость угрожала государству потерей национальной независимости. Обострение классовой борьбы, общественно-политическое движение требовали от Петра I принять меры к укреплению государственного устройства, созданию современной армии и военно-морского флота, проведению реформ в области экономики и культуры.

Петр Великий в своем стремлении реформировать Россию столкнулся с всеобщей неграмотностью. В допетровской России практически не существовало ни образования, ни учебных заведений, ни особой потребности в них. Экономика не нуждалась в квалифицированных специалистах. Все необходимые навыки передавались из «уст в уста».

Перед Петром I стояла трудноразрешимая задача. Армия и флот требовали образованных офицеров, промышленность, металлургия, горное дело - соответствующих инженеров. Срочно были нужны кораблестроители, артиллеристы, горные мастера, рудознатцы, врачи, которые бы руководствовались общими понятиями и понимали друг друга. И еще грамотные чиновники для государственного аппарата. Словом, возникла необходимость в высшем образовании в стране, где не было даже начального.

Ещё в начале своей деятельности Петр I командировал несколько групп молодёжи за границу для обучения кораблестроению и мореходному делу. Первые две группы в количестве 50 человек были направлены в 1697 г. в Голландию, Англию и в Италию. В этом же году он в составе «великого посольства» сам уехал за границу учиться кораблестроению.

Но это дело дорогостоящее, и таким образом можно было подготовить лишь малое число специалистов. Нанимать иностранных специалистов тоже было дело не дешёвое. Поэтому основное внимание обращалось на организацию русских государственных светских школ, в которых бы готовились все нужные государству специалисты.

Создавать сначала общеобразовательные школы, а затем специализированные учебные заведения у Петра не было возможности: это требовало много времени. Да и учителей не хватало. Реформатор пошёл по пути создания того, что мы сейчас назвали бы профессионально-техническим образованием.

Школа математических

и навигацких наук

В 1701 г. в Москве открылась школа «математических и навигацких наук», которая занималась подготовкой моряков, инженеров, артиллеристов, геодезистов, архитекторов, учителей, писарей, мастеровых и т.п.

Морская академия

В 1715 г. старшие классы навигацкой школы были переведены в Петербург, и на их базе была создана Морская академия. Она функционировала на основе строгой дисциплины, как военно-учебное заведение.

Были образованы Школы по подготовке артиллеристов, инженеров, врачей, подьячих, по изучению иностранных языков.

Образование будущих моряков не исчерпывало всех потребностей российского общества. С 1701 по 1712 г. были учреждены Пушкарская (артиллерийская), Инженерная, Госпитальная (при военном госпитале) школы, работала Разноязычная школа, в которой изучались кроме латыни новые западно-европейские языки.

Медицинское образование

При Петре I в 1706 г. в Москве была открыта «Военная гошпиталь» для лечения нижних чинов. При ней создали Госпитальную школу, в которую царь приказал «из иностранцев и из русских из всяких чинов людей набрать для аптекарской науки 50 человек».

В школе преподавали анатомию, учили делать перевязки и операции, лечить терапевтические болезни. Учащиеся изучали лекарственные растения в «аптекарском огороде» при госпитале и учились делать из них лекарства.

Основанная Петром I Госпитальная школа была реорганизована в Московскую медико-хирургическую академию и под этим именем работает и поныне. Созданный Петром госпиталь сейчас называется Главный военный клинический госпиталь имени Н.Н. Бурденко.

Цифирные (арифметические) школы

В начале 18 века правительство Петра I сделало первую попытку создать на всей территории России сеть государственных общеобразовательных начальных школ, которые давали бы учащимся знания в чтении, письме, арифметике, готовили их к государственной светской и военной службе, для работы на заводах и верфях, к обучению в профессиональных школах. Организация общеобразовательных школ проводилась через Военную, Адмиралтейскую и другие коллегии, магистраты, а также церковь, в распоряжении которой имелись необходимые для этого средства (помещения, учителя, известный педагогический опыт). Государственные школы для обучения детей грамоте и счёту создавались при архиерейских домах, при верфях, горных заводах, воинских частях.

Первые школы подобного типа были открыты по инициативе А.А. Курбатова в 1711 г. в Архангельске, где он исполнял должность вице-губернатора.

Цифирные школы не смогли утвердиться. Они не получили поддержки в кругах дворянства и духовенства, стремившихся обособить своих детей от других сословий. Для посадских жителей школы были очень неудобными, так как находились далеко от торговых центров и посадов, общежитий и интернатов при них не имелось. Эти школы не имели достаточных средств на содержание учителей и учащихся. Грубые принудительные меры, применяемые при наборе в школы и в процессе обучения, создавали также отрицательное отношение к ним.

Хотя цифирные школы не смогли утвердиться в качестве основного типа русской школы, все же в развитии русской педагогики они имели важное значение. Они являлись первыми светскими государственными школами в провинциальной части России. Их сеть была относительно разветвленной. В них велось обучение арифметике, начальной геометрии, географии.

Подготовлено по материалам Интернета


Дата создания: 04.03.2022 14:33:47
Дата изменения: 04.03.2022 14:33:47

Возврат к списку

Администрация