Логопед - друг и помощник для ребенка

Логопед - друг и помощник для ребенка

12.11.2021

14 ноября отмечается Международный день логопеда. С трудностями произношения сталкиваются многие дети дошкольного возраста. И тогда им на помощь приходят логопеды, которые помогают исправить речь и общаться без речевых препятствий.

Сегодня логопеды работают в школах, детских садах, специализированных центрах, но всех их объединяет общая цель - борьба с нарушениями речи. Чтобы больше узнать о работе логопедов нашего города, мы отправились в детский сад №1 комбинированного вида «Звёздочка», где пообщались с Башкатовой Светланой Викторовной, Мельниковой Верой Павловной и Сущенко Татьяной Николаевной.

- Светлана Викторовна, почему Вы решили выбрать профессию логопеда, где Вы учились?

Стать логопедом я мечтала с детства. Окончив школу, я поступила в Вольское педагогическое училище, где получила профессию воспитателя. Именно воспитателем я пришла работать в шиханский детский сад. Работая рука об руку с логопедами В.П. Мельниковой и Т.Н. Сущенко, я не оставляла свою мечту тоже стать логопедом. Эти педагоги стали для меня мотиваторами и учителями. Для достижения цели необходимо было иметь высшее образование и окончить курсы логопеда. Так началась моя учеба по специальности «психолог» в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского. После курсов переквалификации я стала логопедом. И вот уже 11 лет я помогаю детям.

- Расскажите, как проходят занятия в логопедических группах? С какими проблемами приходится сталкиваться?

Все занятия делятся на фронтальные и индивидуальные. Фронтальные занятия - это групповые, на них делается упор на подготовку к школе.

Индивидуальные занятия чаще проходят в игровой форме с большим привлечением наглядного материала и выполнением упражнений, направленных на устранение недостатков речи.

Основная проблема, с которой я сталкиваюсь в своей работе - это нежелание родителей работать в тандеме с логопедом. Некоторые из них считают, что для достижения результата достаточно только работы педагога в детском саду, но это совсем не так. Каждому ребенку и родителю мы даем рекомендации и задания на дом, чтобы закрепить и улучшить результат. Не все родители прислушиваются к нашим советам, из-за чего устранение дефектов речи у ребенка затягивается.

- Кроме профессиональных знаний, какими качествами должен обладать логопед?

Прежде всего, логопед - это воспитатель, который с любовью относится к детям и своей работе. Он обязательно должен быть творческим человеком и очень терпеливым, ведь работа над исправлением речевых нарушений может занять не один месяц. Наша работа невозможна без постоянного совершенствования своих профессиональных качеств и пополнения методических пособий.

- Как Вы думаете, у профессии логопеда есть будущее?

Надо сказать, что количество проблем, связанных с речевыми нарушениями у детей, не только не уменьшается, а за последнее время их число значительно увеличилось. Сейчас мы всё чаще сталкиваемся со сложными речевыми нарушениями. Причин этому множество - частое использование гаджетов, загруженность родителей, которым некогда просто поговорить с ребёнком, почитать ему сказку или спеть песню. Современные дети очень редко слышат речь. Отсюда и возросшее количество детей с нарушениями речи. Поэтому я считаю, что специалисты, которые помогают решить эти проблемы - логопеды и дефектологи - будут очень востребованы.

- Вера Павловна, расскажите нашим читателям, а как проходило Ваше становление как логопеда?

Я родилась в многодетной семье, нас 4 сестры и 1 брат. И так получилось, что все сёстры работают в дошкольных организациях: кто-то заведующей, кто-то медсестрой, кто-то специалистом по хозяйственной части, а я учителем-логопедом. После окончания школы я очень хотела работать с детьми в детском саду, поэтому при выборе профессии решила стать воспитателем. Окончив педагогическое училище, я пришла работать в детский сад, сначала няней, потом воспитателем. Когда мне предложили переучиться на логопеда, я без сомнения согласилась. И вот уже 21 год работаю учителем-логопедом в родном детском саду.

- Как Вы считаете, раньше было работать проще?

В начале работы логопедом были определенные трудности, потому что начинать что-то новое всегда трудно. К тому же, в нашем детском саду мы не сталкивались с серьезными нарушениями речи у детей, а сейчас с каждым годом их становится всё больше. Мы начинали работать с детьми с общим недоразвитием речи, где нарушены все её компоненты. А сейчас всё чаще встречается задержка речевого развития, задержка психического развития, задержка аутического спектра, совсем не говорящие дети. К сожалению, идёт прогресс речевых нарушений. Для работы с такими детьми мы постоянно совершенствуем свои знания и умения.

Также в настоящее время существует социальная проблема, из-за которой большинству детей уделяется мало времени в семье. Родителям проще нанять репетиторов или записать их в кружок, чем заниматься дома. Но ведь непосредственная роль в развитии ребёнка возлагается именно на родителей.

- Охотно ли дети посещают Ваши занятия?

Как уже говорили, занятия проводятся в разных формах. Больше дети любят занятия в индивидуальной игровой форме, особенно если появляются новые материалы.

Конечно, сначала детям тяжело привыкнуть к новому человеку и новой форме обучения. Но потом на занятия с логопедом они с радостью бегут и спрашивают, когда будет следующее. Ребята с удовольствием рассматривают пособия и наглядные материалы, расположенные в уголке логопеда. Конечно, хочется, чтобы был полноценный логопедический кабинет с современным оборудованием.

Сущенко Татьяна Николаевна рассказала нам, что в педагогику она пришла совершенно случайно. Окончив 8 классов, она встала перед выбором, куда пойти учиться и какую профессию получить. И так получилось, что для юной Татьяны профессию выбрали её родители, которые считали, что работа педагога в детском саду почётна и достойна. Послушав родителей, Т.Н. Сущенко поступила в Вольское педагогическое училище, после успешного окончания которого устроилась на работу в ясельную группу детского сада.

В тяжелые 90-е годы ясельная группа была закрыта, и Татьяна Николаевна на несколько лет ушла из педагогики. Проработав в строительной военной части, волею судьбы Татьяна Николаевна вновь вернулась на работу в детский сад сначала в качестве младшего воспитателя, а потом воспитателем.

Вскоре ей поступило предложение получить высшее образование. Тогда педагогов с высшим образованием было очень мало, но изменяющаяся жизнь диктовала свои условия - появился спрос именно на высококвалифицированных специалистов.

Татьяна Николаевна вспоминает, что в начале работы логопедом специалисты столкнулись с информационной блокадой: негде было получить необходимые знания. В первые годы сотрудники детского сада написали письмо в издательство г. Ленинграда с просьбой выслать начинающим логопедам книги и пособия по логопедии. После получения необходимых пособий работа стала налаживаться. Сейчас, несмотря на многолетний опыт, Татьяна Николаевна продолжает повышать свой профессиональный уровень.

«Конечно, сложная эпидемиологическая ситуация в стране и введение дистанционных форм обучения не могли обойти стороной и работу логопедов, - отмечает наша собеседница. - Раньше на занятия с детьми учителя-логопеды приглашали родителей, чтобы они могли воочию увидеть, как проходит занятие и на что нужно обратить внимание при выполнении заданий дома. Сейчас же такой возможности нет. Формат работы с родителями перешел на дистанционный».

Подводя итог нашей беседе с очаровательными педагогами-логопедами детского сада, хочется пожелать им неиссякаемой творческой энергии, здоровья и благополучия.

В.А. Усинова


Дата создания: 12.11.2021 14:51:08
Дата изменения: 12.11.2021 14:51:08

Возврат к списку

Администрация