Палитра с солнечными красками

Палитра с солнечными красками

07.09.2021

В 2021 году отделению изобразительного искусства ДШИ г. Шиханы исполнилось 20 лет. По случаю юбилея мы встретились с преподавателем школы искусств с многолетним стажем Верой Анатольевной Тынковой. Она любезно согласилась рассказать нашим читателям об истории создания художественного отделения, его преподавателях и воспитанниках и, конечно, о себе.

- Вера Анатольевна, расскажите, как создавалось отделение изобразительного искусства? Кто из педагогов стоял у самых истоков?

- Все жители города Шиханы хорошо знают детскую школу искусств № 2. Недавно она отметила свой 50-летний юбилей. А вот отделение изобразительного искусства отмечает более скромную дату, но всё же юбилей - 20 лет! «Художка», как ласково называют школу её учащиеся, является островком особенного мира, местом приобщения к тайнам искусства, ремесла и творчества, выражения своих мыслей и чувств при помощи карандаша, кисти и красок.

Непростым был путь становления отделения. Были времена, когда не было даже самого необходимого. Но коллектив отделения всегда сплачивало большое желание развивать творческие способности детей, готовить их к поступлению в специальные учебные заведения, прививать любовь к прекрасному. Согласно этим незыблемым канонам строится работа «художки» и в настоящее время. Неслучайно из года в год количество желающих поступить на отделение изобразительного искусства в ДШИ растёт.

Сегодня в школе имеется достаточная материальная база: богатый методический фонд, видеофонд по истории искусств, гипсовый и натюрмортный фонд. Благодаря А.Е. Татаринову в 2020 году класс изобразительного искусства был укомплектован партами и стульями, шкафами для ученических пособий. Вся мебель регулируется по росту учащихся, парты трансформируются в мольберты. В таком оборудованном классе учащиеся постигают специальные предметы: рисунок, живопись, основы станковой композиции, историю искусств, декоративно-прикладное искусство, лепку. Широкий спектр знаний позволяет попробовать себя в различных техниках, что в итоге делает наших воспитанников не просто художниками, а универсалами.

Много лет тому назад главными инициаторами открытия отделения изобразительного искусства в ДШИ выступили И.Е. Кадурина, М.П. Тарасевич, В.П. Пушкарёва, Л.А. Кочергина, С.Д. Нестеров.

И 1 сентября 2001 года впервые отделение изобразительного искусства открыло свои двери для учеников. Тогда самых первых юных художников приняла авторитетный и опытный педагог М.П. Тарасевич. Позже она передала эстафету своим молодым коллегам - О.И. Чубаровой и мне, её ученице. Я и по сей день так же увлечённо занимаюсь любимым делом и возглавляю отделение изобразительного искусства ДШИ.

Из стен нашей школы за годы её существования вышло множество выпускников. Многие из них продолжили своё образование в высших и средних художественных учреждениях. Работают дизайнерами, художниками-преподавателями, оформителями.

- Почему Вы выбрали именно эту профессию? Кем мечтали стать в детстве?

- Моё призвание - дарить людям радость, научить детей верить в свою неповторимость, помочь раскрыться творческим способностям каждого ребёнка, ведь нет для педагога ничего в мире важнее, чем видеть бывших воспитанников счастливыми, добрыми и успешными людьми.

Я с самого детства мечтала стать педагогом. Любила играть в школу, воображая себя учителем. Ещё девчонкой мне казалось, что это самая трудная профессия. И я твёрдо решила - стану учителем рисования.

Моя мечта осуществилась! Из личного опыта могу сказать, что у меня были хорошие учителя, самые лучшие, педагоги по призванию: А.А. Рогаткина и М.П. Тарасевич. Именно они послужили для меня примером. Благодаря их помощи я поверила в свои силы, поняла, что хочу связать свою будущую профессию с искусством. Но не просто заниматься творчеством, а учить этому других, сделать уроки изобразительного искусства незабываемыми для каждого ученика. Так я поступила в Балаковское училище искусств, а позже - в институт. Я часто вспоминаю наставления своих педагогов, которые помогли мне в жизненном и профессиональном становлении. Прошли годы, но их мудрость и сейчас для меня - мой свет, моя опора.

Сейчас я твёрдо уверена, что не могу представить себя без творчества, без класса и доски, без горящих жаждой познания глаз моих учеников, без их забот и радостей, без их любви и доверия - без всего того, с чем неразрывно связана моя педагогическая деятельность. Профессия учителя требует постоянного саморазвития, самообразования, самосовершенствования. Чтобы быть современным и интересным педагогом, я иду в ногу со временем. Стараюсь постоянно повышать свой профессиональный уровень и совершенствовать педагогическое мастерство.

- С какими трудностями приходиться сталкиваться?

- На мой взгляд, самое трудное в моей профессии - не стоять на месте, постоянно двигаться вперёд вместе с учениками. Педагог должен стремиться к новому даже более активно, чем ученики, для того, чтобы вести их за собой. В ежедневной рутине это не так-то просто.

- Вера Анатольевна, а Ваши дети пошли по Вашим стопам?

- Думаю, что мои дети должны сами решать свою судьбу. И как бы мне ни хотелось, а идти им по моим стопам или нет - решать только им. Моя же задача, как родителя, постараться предоставить им как можно больше возможностей реализовать себя в жизни. С детства показывать многогранность человеческой деятельности в спорте, искусстве, культуре, музыке и т.д. И, конечно же, быть для ребёнка лучшим примером. Но, тем не менее, мой старший сын Константин уже 2 года увлечён графическим дизайном, изучает онлайн-программы, создаёт сайты на заказ. Младший же сын Илья - более творческий человек. Ни дня не может прожить без творчества. Постоянно что-то лепит, конструирует и рисует. Также он на протяжении 4-х лет занимается в классе игры на балалайке. Свяжут ли они будущую профессию в дальнейшем с творчеством - время покажет.

- Каких успехов Вы добились с Вашими учениками?

- В нашей школе дети получают дополнительное образование в области искусства, и конкурсная деятельность - это составляющая системы образования, очень важная часть учебного процесса. Хорошие результаты участия в творческих конкурсах - это и показатели успешной учёбы, и итог определённого этапа совместной работы учеников и педагогов. Конкурсная деятельность оказывает огромное влияние на творчество юных дарований.

За 13 лет моей педагогической деятельности я со своими учениками участвовала в конкурсах разных рангов и уровней, начиная с городских и областных, межрегиональных и заканчивая всероссийскими и международными. Неоднократно учащиеся отделения занимали призовые места, становились лауреатами и дипломантами. Например, в этом году мои ученики приняли участие в Международной виртуальной арт-акции «Под защитой маминой любви», посвящённой Дню матери. Все награждены сертификатами. В Межрегиональном дистанционном конкурсе юных художников «Галерея настроений» (г. Волгоград) Маргарита Илларионова стала лауреатом 2 степени. Также она приняла участие в Областном конкурсе изобразительного искусства «Ремесло глазами юного художника» (г. Саратов) и стала лауреатом 2 степени. В Областном конкурсе изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества «Светлая Пасха» мои учащиеся: М. Илларионова, А. Арзамасова, В. Пузакова, Д. Фролкова - стали дипломантами конкурса.

Я сама не отстаю от своих учеников и приняла участие в Межрегиональном конкурсе методических работ преподавателей детских школ искусств в номинации «Методические работы в сфере художественного творчества» (г. Волгоград) и стала лауреатом 1 степени. И даже в дни летних каникул мы участвуем в конкурсах. Например, все участники Областного конкурса рисунков «Вот оно какое, наше лето!» (г. Саратов) получили дипломы 1 степени.

Достижение моих учеников - лучшее доказательство моей работы! Ведь их победы - это и мои победы! Это наши совместные победы! Их рост - это и мой рост тоже! А когда смотришь на эти счастливые улыбающиеся лица, хочется, не останавливаясь на достигнутом, творить, быть с ними всегда.

- Так как Вы творческий человек, Вы можете творить всегда или к Вам приходит муза в определённый момент?

- У каждого человека своё творчество. Если ты творческий человек, то и муза тебя не покидает никогда. По крайней мере, у меня так. Я всегда нахожусь в состоянии вдохновения, творю, совершенствуюсь всегда со своей музой.

- Какой у Вас подход к ученикам?

- У каждого учителя складывается своя педагогическая философия и система мировоззрения, которую они стараются привить ребёнку. Моими принципами стали индивидуальный подход к каждому ученику, стремление раскрыть именно его таланты и вызвать в нём желание к саморазвитию, самосовершенствованию. Найти общий язык с каждым ребёнком и не подавлять в нём инициативу - такова цель моего общения с детьми. Я стараюсь достичь той грани взаимопонимания, при которой ученики видят во мне не только наставника, но и друга, при этом не теряя уважения как к старшему и как к педагогу. Всегда нужно верить в возможности каждого ребёнка, в то доброе, что в нём заложено. Я учу их доброте, уважению к другим людям. Обучаю, воспитываю, развлекаю, забочусь, беспокоюсь, а самое главное - искренне и открыто люблю своих детей. Да, да - именно своих! Они становятся родными со своими характерами, привычками. И каждому я уделяю особое внимание. Вокруг меня ребятишки, которых я учу и учусь у них сама. У меня сложилось чёткое убеждение, что воспитывая ребят, я воспитываю в первую очередь себя, становлюсь лучше и совершеннее, как педагог и человек.

- Живопись для многих - это просто хобби. Вера Анатольевна, а у Вас есть своё хобби?

- Я, как творческий и разносторонний человек, увлекаюсь многим. Но самым любимым моим хобби в последнее время стала рыбалка. Многие думают, что рыбалка и женщина несовместимы. Принято считать, что это занятие мужское и женщинам неинтересное. Рыбалкой увлеклась в 2011 году, когда была беременной младшим сыном. Меня приучил к этому занятию мой муж. Постоянно брал с собой на отдых, давал удочку. И постепенно мне очень стало нравиться это времяпрепровождение. Привлекает азарт, наверное, когда клюёт, особенно на зимней рыбалке. Кстати, очень успокаивает единение с собой и с природой. Для меня лучшего отдыха не придумать, как посидев с удочкой на берегу реки, вечерком сварить на костре уху из свежепойманной рыбки или запечь её в фольге. Мне важен сам процесс. А не поймала - да и ладно. Не это главное, в конце концов…

Ещё я увлекаюсь хендмейдом, ландшафтным дизайном и эпоксидной смолой, создаю изделия для себя и своих близких. При этом совершенствуюсь, обучаюсь у лучших педагогов, прохожу самые различные мастер-классы и курсы в Интернете.

- Какие планы у отделения изобразительного искусства на новый учебный год?

- В новом учебном году в наших планах - это больше побед, успехов и свершений. Расти и дальше развиваться, покорять новые вершины. Жить, творить, любить!

20 лет. Это много или мало? Пожалуй, для отделения, где дети постигают основы живописи, это не так уж много. Но сколько сделано, сколько ребятишек прикоснулось к миру рисунка! И всё это благодаря замечательным учителям. К 20-летию отделения изобразительного искусства педагогами В.А. Тынковой и С.А. Жимердей на территории школы был изготовлен арт-объект - клумба «Палитра».

Мы благодарим Веру Анатольевну Тынкову за беседу. От всей души желаем ей и её ученикам новых творческих идей, успехов и процветания.

Беседовала Мария ГУСЕВА


Дата создания: 07.09.2021 09:16:25
Дата изменения: 07.09.2021 09:16:25

Возврат к списку

Администрация