Развивайте речь детей

Развивайте речь детей

09.11.2018

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, формирует взгляды и убеждения, оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Телевизор, компьютер, телефон, планшет прочно вошли в нашу жизнь. Взрослые восхищаются умениями малыша справляться с неопознанным чудом XXI века. Экран совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, беседы перед сном, совместные игры, разговоры с отцом. Гаджет становится главным «воспитателем» ребёнка.

Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристает, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая малышу новые компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако это кажущееся безобидным занятие таит в себе серьёзные проблемы.

Первая и ещё более актуальная проблема - отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна.

Мы работаем в МДОУ «Детский сад № 1 комбинированного вида» с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) в специализированной коррекционной группе. Формирование связной речи дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Основная задача коррекционной работы педагогов - научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли. Работа по данной задаче ведётся во всех режимных моментах.

Развивая связную речь детей старшего дошкольного возраста, мы на своих занятиях проводим такие виды образовательной деятельности, как рассказывание по картине (игрушке), рассказывание на темы из личного опыта, творческое рассказывание, пересказ литературных произведений (рассказ или сказка). На своих занятиях мы используем подвижные физминутки, речевые, пальчиковые игры, которые способствуют развитию речи, развитию координации движений, а также направлены на автоматизацию поставленных звуков. Подготовка к прогулкам, а также прогулки дают возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и обобщающие понятия одежды и обуви, умение вежливо обращаться за помощью к детям и взрослым.

Во всех видах образовательной деятельности, развиваем умение более точно отвечать на поставленные вопросы, обучаем умению вести диалог, участвовать в беседе.

 Дети достигают больших успехов в развитии связной речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые (в первую очередь - семья) относятся к ним с любовью и уважением, когда взрослые считаются с ребёнком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям, когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребёнка, занимая позицию тактичного собеседника.

Еще один факт, который отмечают многие наши коллеги - резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть.  Мы замечаем, что общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: детям нечего обсуждать, не о чем разговаривать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.

А как часто мы рассказываем нашим детям сказки? Прочитать сказку - это одно, а придумать и рассказать - это уже совсем другое. Так мы ещё больше сближаемся с ребёнком, становимся союзником в его волнениях и странствиях с героями сказок. Наши современные дети совсем не прочь послушать диковинные истории перед сном.

Лучше рассказывать сказки, а не сажать перед экраном телевизора. Ведь экран не переживает вместе с ним, не плачет, не смеется от радости.

Говорите с ребёнком, обсуждайте ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.) и даже важные вопросы.  Воспринимайте своего ребёнка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Даже если ребёнок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка - общаться.

Помните, общаясь с родителями через разнообразные виды совместной с ними деятельности, ребёнок усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведения и деятельности - происходит социализация личности, формируется и развивается её субъективность.

С.В. Башкатова, В.П. Мельникова,

 учителя-логопеды


Дата создания: 09.11.2018 12:08:06
Дата изменения: 09.11.2018 12:08:06

Возврат к списку

Администрация